Агентство Лужники: абонентское, техническое, сервисное обслуживание компьютеров и серверов
О компании
Новости
Услуги
Цены
Контакты
English

Опыт обслуживания серверов корпоративной электронной почты

Активное использование информационных технологий и систем для ведения бизнеса в последние годы привело к тому, что финансовый успех компании напрямую зависит от того, насколько надёжными и безопасными будут эти составляющие бизнеса. И если временная неработоспособность веб-сайта небольшой, средней или даже крупной компании нанесёт урон лишь имиджу компании (если, конечно, это не онлайн-магазин), то сбои в приеме, отправке и обработке корпоративной электронной почты могут обернуться несогласованными действиями, невыполнениями обязательств, сорванными сроками выполнения заказов. И, как следствие, упущенной прибылью, а то и прямыми убытками для компании.

Высокая востребованность услуг электронной почты позволяет говорить о значимости такого средства общения для успешного ведения бизнеса. Электронная почта не менее важна в современном офисе, чем телефон. И если пользование телефоном настолько же бесхитростно, насколько этот вид связи и привычен человеку, то электронная почта гораздо более функциональна и, следовательно, уязвима.

Закупая телефонные номера компания договаривается о них с компанией-оператором (как правило естественным монополистом, МГТС). Далее, как правило, устанавливается мини-атс, что при небольшом количестве городских линий позволяет при необходимотси телефонизировать каждого сотрудника. Однако сервис-провайдером данной услуги - телефонной связи остаётся городская телефонная сеть. Создание, запуск и обслуживание системы корпоративной электронной почты возможно для компании среднего бизнеса (малый бизнес будет, скорее всего, пользоваться услугами популярных бесплатных почтовых серверов: mail.ru, yandex.ru и т.д., для крупного же бизнеса такой выбор не стоит - однозначно использование собственного сервера) по двум вариантам: первый - почтовый сервер расположен и обслуживается на площадке интернет-сервис провайдера; второй - почтовый сервер расположен и обслуживается системными администраторами в самой компании.

Первый способ мало популярен из-за справедливых опасений компаний перлюстрации электронной корреспонденции и возможности утечки коммерческой информации, а также из-за необходимости дополнительных расходов. Второй подход применяется гораздо чаще: если в компании имеется свой ИТ-отдел и системные администраторы, то почему бы не возложить обслуживание сервера на них ?

Какими же средствами обладает ИТ-отдел для успешного решения поставленной ему задачи ? Как сделать общение с миром (поставщики, партнеры, потребители) посредством электронной почты надежным, защищенным, безопасным ? Как сделать эту коммуникационную визитную карточку компании выглядящей солидно, индивидуально и связать в сознании адресата понятия "надёжная почта - надёжная компания" ?

Памятуя о том, что около половины всех установленных корпоративных почтовых серверов на сегодняшний день это Exchange, чуть более 20% - Domino, а остальное - разработки третьих фирм, нужно отметить, что решить эти задачи будет весьма непросто.

В разрезе информационной безопасности - сервис-паки и различные заплатки для почтовых серверов (Exchnage, например) выходят с завидной регулярностью и защищенность серверов всё равно оставляет желать лучшего. Яркий пример тому - недавние эпидемии вирусов "I Love You" и "Nimda" в частности и неуклонный рост популярности почтовых вирусов вообще. Антивирусное же программное обеспечение (ПО) зачастую стоит дороже обслуживаемого им почтового сервера. Недостаточно богаты возможности пре- и пост-процессинга почты - реализация любой не стандартной функции сервера потребует изучения макро-языка и самостоятельного написания оной, либо дополнительных затрат на услуги сторонних разработчиков (в зависимости от нестандартности требуемой функции).

Не учтена и специфика отечественного интернета - выделенные каналы невысокой пропускной способности, низкий уровень знаний и навыков пользователей (типичный пример, знакомый любому системному администратору производящему обслуживание компьютеров в компании даже самого малого размера, отправка сотрудником doc/xls/ppt-файла значительного объема в оригинальном, несжатом формате и, как следствие, перегрузка почтового сервера и канала связи с провайдером).

Достаточно серьёзной проблемой также является не оптимальные в смысле безопасности настройки "по умолчанию", принятые в некоторых системах. Exchange 5.5, например, по умолчанию работает в режиме сервера-посредника для пересылки "чужой" почты другим серверам (relay). Этим часто пользуются спамеры для массовой рассылки нежелательной электронной корреспонденции (как правило, рекламы). Недостаточная квалификация системных администраторов может стать причиной того, что настройки останутся "как есть" и обслуживаемый сервер будет переполнен обработкой "чужой" почты.

К счастью в настоящее время на рынке серверного ПО формируется ниша, которую условно можно было бы назвать "почтовыми щитами". Одной из немногих компаний, работающих в этом направлении, является GFI Software Ltd. www.gfi.com, уже третий год выпускающая продукт MailEssentials. В отличие от всех остальных программ это не самостоятельный почтовый сервер с некоторыми функциями защиты, а специализированный продукт нуждающийся в полнофункциональном почтовом сервере и работающий с ним в связке. Весьма оригинальный подход: с одной стороны такая специализация - недостаток, потребитель должен купить два продукта, с другой стороны - достоинство, производитель понимает, что потребность в их продукте ощущают компании с уже сложившейся ИТ-структурой, когда любая смена или миграция программного обеспечения выливается в серьёзные временнЫе и денежные затраты (а зачастую и сопротивление самих ИТ-сотрудников - системных администраторов). Установка же MailEssentials не требует отказа от уже использующегося почтового сервера и производится "на лету". Также узкая специализация позволяет разработчикам сосредоточиться на решении определённого круга задач, что, на наш взгляд, им вполне и удалось.

Хотя самим производителем MailEssentials позиционируется как средство "проверки содержимого электронной почты и антивирусная защита" для отечественного корпоративного пользователя будут более чем полезны и другие функциональные возможности этого продукта.

Почтовый брандмауэр - режим работы, при котором обслуживаемый почтовый сервер находится внутри корпоративной сети предприятия и защищен межсетевым экраном, а доставка сообщений адресатам поручается MailEssentials. Эта функция позволяет обезопасить почтовый сервер от вторжений извне - злоумышленник просто "не увидит" его.

Предупреждение об ответственности (disclaimer - англ., юр. отказ от прав на что-либо) - принудительное присоединение к телу каждого исходящего письма заранее определённого короткого текста. Здесь может находиться информация о компании, реквизиты и т.п., а может и предупреждение об условиях использования содержащейся в письме информации. Такая функция отсутствует у подавляющего большинства почтовых серверов и поможет созданию имиджа серьёзной компании, заботящейся о внешнем виде электронных сообщений своих сотрудников. Эта функция популярная на западе, как показывает наш опыт обслуживания компьютеров и серверов на протяжении ряда лет во множестве отечественных компаний находит всё большее понимание и востребованность.

Антивирусная защита - благодаря встроенному антивирусу все сообщения автоматически проверяются на наличие вредоносных программ. Это та самая профилактика, которую лучше провести заранее, чем лечить потом болезнь-вирус, заразивший корпоративную интра-сеть. Экономия рабочего времени системных администраторов на возможном обслуживании компьютеров (лечении вирусов) может быть весьма значительной.

Архивация принятой и отправленной корреспонденции - MailEssentials может сохранять копии всей входящей и исходящей почты. Эта функция поможет восстановить утраченную переписку. Опять же не секрет, что на многих отечественных предприятиях электронные сообщения работников перлюстрируются. В таких организациях MailEssentials позволит усилить контроль за сотрудниками, а системным администраторам облегчить обслуживание серверов.

Проверка содержимого/антиспам - поможет остановить поток нежелательной корреспонденции, возрастающий в интернете день ото дня. Возможна блокировка сообщений по заданному слову в заголовке/тексте письма. Позволит сократить потери рабочего времени из-за использования сотрудниками корпоративной почты в личных целях.

Автоматическое сжатие по критерию - включает встроенный архиватор для сжатия (формат zip) вложенных в исходящее письмо файлов. Сжатие можно настроить по критерию - файл более определенного размера, расширение из списка и т.д. Позволяет экономить пропускную способность исходящего канала при отправке корреспонденции.

Шифрация/дешифрация корреспонденции - криптографическая защита входящей и исходящей почты "на лету". По общедоступным каналам электронная почта передаётся и принимается в нечитаемом зашифрованном виде и автоматически без участия конечного пользователя-сотрудника дешифруется для передачи по корпоративной сети. Применяется известный криптографический пакет PGP, использующий технологию открытого ключа, со стойкостью до 4096 бит.

Отчёты - подробная отчетность по объёму, количеству, времени суток, целевому домену и пользователю отправленной и принятой корреспонденции. Позволит системным администраторам прогнозировать информационные потоки и сбалансировать нагрузку на почтовый сервер.

MailEssentials работает под управлением WindowsNT и Windows2000. Тестовая полнофункциональная версия на 90 дней может быть загружена с веб-сайта компании.

Итак, MailEssentials - специализированная программа обработки и управления электронной почтой, адресована широкому кругу компаний, обслуживающих серверы электронной почты самостоятельно. MailEssentials позволит столь важному бизнес-инструменту, каким безусловно является электронная почта, работать стабильнее, а следовательно повысить доверие клиентов и партнеров к компании, положительно отразиться на имидже.

© 2002
Копирование и использование материалов разрешается только в случае указания явной гиперссылки на веб-сайт http://komsomolsky.ru, как на источник получения информации.

О компании | Новости | Услуги | Цены | Контакты | Статьи